
Формула счастья
«Классическая формула выбора профессии – «хочу, могу, надо». Мы анализируем: «хочу»
— это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность -
где я хорош. «Надо» - то, за что дают вознаграждение на рынке труда, то есть, где есть
рабочие места, где за это платят. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая
область – так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь и
получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья», -
рассказывает руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных
проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина.
Зачастую честно и точно ответить на эти вопросы мешают иллюзии о себе и мире.
Развеять их, но при этом не перестать мечтать и дерзать – сложная задача для подростка, в
решении которой могут помочь родители, преподаватели, представители профессий и
специалисты по профориентации.
Поддерживающая среда
«Формированию иллюзий способствует узкий кругозор, когда человек мало что знает о
мире профессий. Низкий интерес к себе, самопознанию приводит к иллюзиям о своих
способностях и возможностях. Хорошо быть активным, искать информацию, быстрее
накапливать и анализировать опыт, ставить и отвечать на вопросы», - говорит Мария.
По ее словам, если ребёнок, подросток «застрянет» в общении только со сверстниками, он
тоже много потеряет. «Хорошо, когда он не боится задавать вопросы людям старше себя –
об их профессии, жизни. Для этого важно не потерять доверие ко взрослым – такая
молодежь выигрывает в развитии, ведь нужна смелость идти вперёд, интересоваться.
Очень важно тут для родителей – не потерять контакт с ребёнком в любом возрасте», -
советует она.
Иллюзии о себе
Перечень вопросов, на которые стоит ответить подростку достаточно широк, его можно
разделить на несколько блоков, первый – о себе. «Что мне интересно? Что мне легче
дается? В чем я эффективен, результативен? Когда я результативен и нерезультативен?
Как я учусь? Какой я – организованный или нет? Мне цели больше нравятся
краткосрочные или меня стимулирует долгосрочная цель? Я люблю, чтобы мной
руководили, пошагово все мне разъясняли, или мне нравится увидеть общую картину и
сам догадаюсь, приму решение?», - приводит примеры таких вопросов эксперт.
Еще важно, что человеку ближе – работа по найму или предпринимательство. «Считается,
предприниматели люди более самостоятельные, для них характерны лидерские качества,
они готовы выявлять проблему, создавать под неё новый продукт, в целом
предприниматель предлагает решения для существующих социальных проблем», - сказала
Мария.
Также при выборе работы стоит учесть темперамент. «Быстрый я или медленный?
Экстраверт или интроверт? Какой тип общения предпочитаю - вербальный,
невербальный? Как мыслю – например, образами, то есть «левополушарный» или
«правополушарный» и много других особенностей», - добавила она.
По словам Марии, чтобы быть успешным в своей будущей профессии нужно искать
такую, где будут реализованы самые сильные стороны человека. «Другой вариант – если
идем в профессию, которая не соответствует, например, психофизиологии, тогда нужно
понимать – наставнику или самому подростку - за счёт чего произойдёт компенсация
недостающих качеств. Но есть профессии, которые предъявляют очень сильные
требования, например, в спорте», - поясняет эксперт.
Ценности
Важнейшая тема – ценности человека, к ним относится этические вопросы, религиозные.
Очень важно, подчеркивает эксперт, чтобы не было конфликта ценностей и деятельности.
«например, не все будут работать на компанию, производящую или торгующую
сигаретами».
«Ценность работы – это еще и общественная, социальная значимость того, чем ты
занимаешься, то есть, на что работа направлена, например, на создание безопасности,
человеческого комфорта, служение людям. Есть и профессии служения - военная,
врачебная, работа в некоммерческих организациях. Можно быть и домохозяйкой,
посвятить себя воспитанию детей – это тоже хороший выбор. Важно, чтобы сложилась
цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы, чтобы сделать
жизненный выбор», - предупреждает педагог.
Иллюзии о профессии
Второй блок вопросов – иллюзии о профессии. «У детей могут быть романтизированное
представление о профессии, например, из кино - образ о профессии на основе яркого
художественного. Это могут быть иллюзии о содержании профессии, как ей учиться,
насколько она доступна, каков путь к этой профессии и карьеры в ней. Подросток может
думать, что стать кем-то очень легко или, наоборот, что он никогда не станет тем же
айтишником, пилотом самолёта, спортсменом и так далее», - говорит Чередилина.
Также можно проанализировать предмет профессиональной деятельности – человек,
художественный образ, техника, природа - с чем человек больше склонен работать: с
людьми, с техникой, с информацией, или с художественными образами, поясняет эксперт.
Есть профессии, в которых состыковывается несколько предметов.
Поэтому очень важно, продолжила она, чтобы в школе была возможность получить
информацию о разных профессиях и что-то попробовать: профессиональную диагностику,
поездки на предприятия, специальные игры, встречу с профессионалами, профпробы,
групповые и индивидуальные консультации по выбору профессии. «Это станет основой, и
когда будет поставлена задача выбрать профессию – это ему поможет, он будет примерно
понимать, что ему нравится. А далее - треннинги, стажировки», - говорит Мария.
Проекты профориентации
Тут может помочь федеральный проект профориентации - «Билет в будущее», в рамках
которого школьники могут посещать работодателей и общаться с профессионалами. «У
школ есть квота на таки встречи, школьник у классного руководителя, или родитель – на
собрании, могут уточнить, какие есть возможности для выбора профессии в конкретной
школе – и воспользоваться ими», - советует специалист.
Есть и курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» — это продукт Фонда
гуманитарных проектов и его партнеров. Курс доступен для школьников, им
предоставляют информацию о профессиях и их востребованности, рассказывают, как они
дифференцируются. «Есть, например, общее направление – медицина, а внутри – много
разных позиций – от медсестры до научных сотрудников, работа ведь разная, хорошо
понимать, кто чем занимается. А встречи с профессионалами и поездки на предприятия
помогут понять, какой есть путь в эту профессию и какие есть возможности роста,
траектории развития внутри профессии», - пояснила эксперт.
Так, например, один день знакомства с профессией поменял жизнь Дарина Крадиновой из
Тамбовской области. Она в 2023 году по проекту «Билет в будущее» посетила
медколледж. «Медицина меня всегда привлекала, а тут я сама все увидела и укрепилась в
своем решении стать медиком. Возможно, именно этот день стал решающим в моей
жизни», - говорит девушка. Дарина решила стать медсестрой, но останавливаться на этом
не собирается. «После медколледжа продолжу постигать медицинскую профессию, хочу
стать анестезиологом или терапевтом», - заключила будущий врач.