Будущим первоклассникам

Уважаемые родители!
Будущим первоклассникам: 12 декабря 2023 года отрывается запись первоклассников в 1класс 2024-2025 учебного года через портал Госуслуги |
|
Первоклассник-2024 Завершается дошкольный период в жизни Вашего ребёнка. Вы с волнением ждёте нового этапа в жизни, строите свои планы на будущее. В каждом доме, где растёт ребёнок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа. Первый раз в первый класс – это здорово! Но и очень ответственно. Как бы хотелось, чтобы школа стала вторым домом, учитель – мудрым наставником, одноклассники – друзьями. минобрнауки.рф |
Что такое готовность ребенка к школе?
Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформулированы у ребёнка к 6-7 годам.
Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов.
Интеллектуальная готовность:
- ориентировка ребёнка в окружающем, запас его знаний;
- желание узнавать новое, любознательность;
- сенсорное развитие;
- развитие образовательных представлений;
- развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;
- смысловое запоминание.
Личностная и социально-психологическая готовность:
- принятие позиции школьника;
- положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям, к себе самому;
- потребность в общении, умение подчиняться правилам и интересам группы, способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми;
- способность действовать совместно с другими.
Эмоционально-волевая готовность:
- способность управлять своими эмоциями и поведением;
- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём;
- стремление преодолевать трудности;
- стремление к достижению результата своей деятельности.
Физическая готовность:
- состояние здоровья;
- физическое развитие;
- развитие анализаторных систем;
- развитие мелких групп мышц;
- готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам.
Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
Существуют психологические и педагогические методики: тесты, анкеты. Конечно, лучше всего обратиться за помощью к педагогу-психологу. Но если у Вас нет такой возможности, можно применить вопросник для родителей, позволяющий получить информацию об уровне готовности ребёнка к поступлению в 1 класс.
Вопросник для родителей «Уровень готовности ребёнка к школе»
Вопросы |
баллы |
1. Владеет ли ребёнок основными понятиями (например, правый - левый, большой - маленький, верх - низ). |
Владеет полностью – 2 Частично владеет – 1 |
2. Способен ли ребёнок назвать одним словом предметы мебели, виды транспорта и т.д. |
Всегда может подобрать обобщающее слово – 2 Не всегда может подобрать обобщающее слово – 1 |
3. Может ли ребёнок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? |
Да – 1 |
4.Чтение: а) Ребёнок знает буквы. б) Ребёнок понимает разницу между звуком и буквой, может прочитать слово из 1- 2 слогов (читает по слогам). в) Ребёнок бегло читает, может разделить слово на слоги, выделить первый, последний звук в слове, звук в середине слова. |
а) 1 б) 2 в) 3 |
5. Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? |
1 |
6. Лёгко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых? |
1 |
7. Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи (пылесос, холодильник и т.д.)? |
1 (даёт элементарные представления), 2 (даёт развёрнутые, грамотные ответы) |
8. Может ли ребёнок рассказать историю, описать произошедший с ним случай? |
1 |
9. Чётко ли ребёнок выговаривает слова? |
1 |
10. Способен ли ребёнок разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле? |
1 |
11. Способен ли ребёнок слушать, не перебивая? |
1 |
12. Легко ли ребёнок запоминает стихи? |
1 |
13. Способен ли ребёнок выразительно декламировать стихи? |
1 |
14.Умеет ли ребёнок держать карандаш (ручку)? |
1 |
15. Может ли ребёнок собрать самостоятельно разрезанную на несколько частей картинку? |
1 |
16. Раскрашивание и рисование: а) ребёнок с удовольствием раскрашивает и рисует; б) ребёнок с удовольствием и аккуратно раскрашивает. |
а) 1 б) 2 |
17. Может ли ребёнок составить рассказ по картинке? |
1 |
18. Считаете ли Вы, что Ваш ребёнок достаточно осведомлён? |
Достаточно хорошо – 1 Хорошо – 2 |
19. Считаете ли Вы вашего ребёнка любознательным? |
1 |
Результаты.
Уровень А (высокий) – 22-26 баллов.
Уровень B (выше среднего) – 18-22 баллов.
Уровень C (средний) – 12-18 баллов.
Уровень D (ниже среднего) – 6-12 баллов.
Уровень E (низкий) – 0-6 баллов.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Описание как выявить готовность ребенка к школе
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становится предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.
Задание для взрослых:
Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:
1. Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
6. Часто ли он участвует в драках?
7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
10. Спокойный ли у него сон?
11. Есть ли у Вашего ребенка друзья?
12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
15. Есть ли у него трудности с речью?
Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:
- учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
- развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
- координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
- развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
- развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).
Приём письменных заявлений в 1 класс
День недели | Время 1 | Время 2 |
---|---|---|
Понедельник- пятница | 9:00 | 16:00 |

Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию